Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
№214 учебника 2011-2018 (стр. 87):
Запишите словообразовательные цепочки, зашифрованные в данных схемах. Объясните правописание производных слов, укажите, каким способом они образованы.
лень спесь | → ивый → ивец |
угол трус | → оватый → оватость |
корысть цена | → ный → бес ный → бес ность |
№214 учебника 2019 (стр. 82):
№214 учебника 2021-2022 (стр. 82):
УЧИМСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТ
1. Прочитайте тексты, определите, в каких речевых ситуациях они могут быть использованы и к какому стилю речи относятся. Сравните задачи речи в том и другом стиле.
1) Дождь — жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5—6 мм. Различают ливневый дождь — крупнокапельный, кратковременный, выпадающий из кучевых облаков, и обложно́й дождь — с менее крупными каплями, продолжительный, выпадающий из слоистых облаков. Распределение осадков по земной поверхности и по временам года имеет важное климатическое значение.
2) Дождь... Он бывает разный. Иногда хлещет как из ведра, обрушится на землю сплошным потоком, закачает деревья, заставит низко пригнуться ветки кустарника, прибьёт к земле траву. А потом, пошумев и побуянив, стремительно двинется дальше.
Бывает дождь и совсем иной. Он начинается почти незаметно и идёт долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко* нависло тоскливое серое небо.
2. Найдите в тексте научного стиля книжные слова и выражения, обозначающие отвлечённые понятия, а в тексте художественного стиля — образные, эмоциональные слова, помогающие нарисовать картину.
№214 учебника 2020 (стр. 91):
1. Перечитайте правило в рубрике «Возьмите на заметку!». Употребите данные предлоги с существительными в указанном падеже, поставьте ударение. Произнесите эти словоформы с ударением на предлоге. Учтите, что не будет ошибкой произнесение этих слов и с безударным предлогом.
2. Понаблюдайте за речью ваших знакомых. Как произносят эти словоформы они?
3. Затранскрибируйте одно из сочетаний слов.
► ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ По морю — [по́мър’у] и доп. [помо́р’у].
№214 учебника 2023-2024 (стр. 84):
1. Каждое самостоятельное слово из данных ниже фраз запишите в один из столбиков таблицы. Слова записывайте в начальной форме, вставляйте пропущенные буквы. При выполнении задания пользуйтесь советом, данным в рубрике «Возьмите на заметку!». Обозначьте суффиксы и окончания.
Глагол | Имя существительное | Имя прилагательное |
В ч..рноте ночи, зап..тнали скатерть, ч..рнеет вд..ли, н..чное такси, быстро уд..лились, ч..рнильное п..тно, д..лёкое осв..щение, приб..жали засв..тло, в суетливой б..готне, б..гает т..жело, в т..жёлом весе, в объ..снительной записке, св..тловатого оттенка, про..спили ситуацию, значительно пол..гчало.
2. Какие слова вы не вписали ни в одну колонку? Определите, какой частью речи эти слова являются.
3. Выделите корни в словах с пропуском букв.
№214 учебника 2019 (стр. 82):
№214 учебника 2021-2022 (стр. 82):
Обратитесь к темам:
№214 учебника 2023-2024 (стр. 84):
№214 учебника 2011-2018 (стр. 87):
Лень → ленивый → ленивец .
Спесь → спесивый → спесивец .
Угол → угловатый → угловатость .
Трус → трусоватый → трусоватость .
Корысть → корыстный → бескорыстный → бескорыстность .
Цена → ценный → бесценный → бесценность .
Первые 4 цепочки образованы суффиксальным способом.
Последние 2 цепочки образованы приставочно-суффиксальным способом.
№214 учебника 2019 (стр. 82):
№214 учебника 2021-2022 (стр. 82):
1) Речевая ситуация - на уроке, в энциклопедии, научное выступление.
Стиль речи - научный.
Задача - ознакомление с обобщёнными сведениями, изложение научной информации.
Слова и выражения отвлечённого характера; атмосферные осадки, ливневый дождь, диаметр, крупнокапельный, кратковременный, кучевые облака, обложной дождь, слоистые облака, времена года.
2) Речевая ситуация - в художественной литературе.
Стиль речи - художественный.
Задача - воздействие на читателей путём передачи эмоций автора, с использованием метафор и эпитетов.
Образные, эмоциональные слова, помогающие нарисовать картину: хлещет как из ведра, сплошным потоком, заставит низко пригнуться, пошумев и побуянив, нудно барабаня, низко нависло тоскливое серое небо.
Низко - [н’и́скъ]
н - [н’] - согласн., сонорн., звонк. непарн., мягк. парн.
и - [и́] - гласный,ударный.
з - [с] - согласный, глухой, парный, твёрдый, парный.
к - [к] - согласный, глухой, парный, твёрдый, парный.
о - [ъ] - гласный, безударный.
5 букв, 5 звуков.
№214 учебника 2020 (стр. 91):
1. На́ стену, на́ берег, на́ голову, на́ гору.
За́ слово, за́ нос, за́ сердце, за́ душу.
По́ ветру, по́ двору, по́ небу, по́ снегу.
По́д ногу, по́д руку, по́д гору, по́д вечер.
2. По́ снегу – [по́сн’игу] и доп. [пасн’э́гу]
№214 учебника 2023-2024 (стр. 84):
1.
Глагол | Имя существительное | Имя прилагательное |
Запятнать (пятна), чернеть (чёрный), удалиться (даль), прибежать, бегать (бег), прояснить (ясно). полегчало (лёгкий) | Чернота (чёрный), ночь, скатерть, такси, пятно (пятна), освещение (свет), беготня (бег), вес, записка, оттенок, ситуация | Ночное (ночь), чернильный, далёкий (даль), суетливый, тяжёлый (тяжесть), объяснительный, светловатый (свет) |
2. Мы не вписали слова:
Вернуться к содержанию учебника