Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
№278 учебника 2011-2018 (стр. 113):
Удачно ли употреблено местоимение? Если нет, то почему? Как устранить имеющуюся неточность?
1) Перед нами сирень. Она стоит в корзине. Она сплетена из прутьев. 2) Мы с мамой ходили на выставку. Она была очень красивая. 3) Вера взяла ручку. Она упала. 4) Вечером ребята положили в вещевой мешок аптечку, ложки, вилки и миски. Рано утром они отправились в путь.
№278 учебника 2019 (стр. 103):
№278 учебника 2021-2022 (стр. 103):
1. Спишите загадки, вставляя на месте пропусков одну или две буквы и. Суффиксы обозначьте.
1)Конь стальной* , хвост льня..ой. 2) Чёрный Ивашка, деревя..ая рубашка*, где носом ведёт, там заметку кладёт. 3) Поля стекля..ые, межи деревя..ые. 4) Катится золотое яблочко по серебря..ому блюдечку.* 5) По полотня..ой стране пароход* плывёт, за ним такая гладь*, что и зыби не видать.
2. Отгадайте загадки (сделать это вам помогут рисунки).
№278 учебника 2020 (стр. 115):
1. Сравните выделенный цветом в § 28 материал со следующей схемой. Какие формы предъявления информации иллюстрируют эти материалы? В чём преимущество каждой из этих форм и когда их целесообразно использовать?
Дефис в прилагательных:
2. Опираясь на данную схему, расскажите об употреблении дефиса в сложных прилагательных. Добавьте три примера на каждый случай. Запишите их.
№278 учебника 2023-2024 (стр. 105):
Прочитайте ещё раз материалы, выделенные цветом. Укажите, какие гласные звуки произносятся в предударных и заударных слогах. Затем произнесите слова правильно.
[п’ьр’иэjэ́ст] — переезд, [пада́рък] — подарок, [д’иэр’эвн’у] — деревню, [лъшыэд’э́j’] - лошадей.
№278 учебника 2019 (стр. 103):
№278 учебника 2021-2022 (стр. 103):
№278 учебника 2020 (стр. 115):
Правила постановки дефиса в сложных прилагательных можно также посмотреть в справочнике.
№278 учебника 2011-2018 (стр. 113):
1) Одно и тоже местоимение (она) употребляется дважды и заменяет разные слова.
Перед нами в корзине из прутьев стоит сирень.
2) Непонятно, какое слово заменяет местоимение она (мама или выставка).
Мы с мамой ходили на красивую выставку.
3) Непонятно. Вера упала или ручка.
Вера вяла ручку и уронила её.
4) Непонятно, кто отправился в путь, ребята или ложки, вилки, миски.
Вечером ребята положили в вещевой мешок аптечку, ложки, вилки и миски. Рано утром дети отправились в путь.
№278 учебника 2019 (стр. 103):
№278 учебника 2021-2022 (стр. 103):
1)Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой) 2) Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где носом ведёт, там заметку кладёт. (Карандаш) 3) Поля стеклянные, межи деревянные. 4) Катится золотое яблочко по серебряному блюдечку. (Солнце) 5) По полотняной стране пароход плывёт, за ним такая гладь, что и зыби не видать. (Утюг)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое.
Стальной ← сталь (суффиксальный способ)
Рубашка ← рубаха (суффиксальный способ)
Пароход ← пар + о+ ходит (способ сложения)
Гладь ← гладкий (бессуффиксный способ)
№278 учебника 2020 (стр. 115):
1. И схема, и материал, выделенных цветом, рассказывают об одном правиле. Материал лучше использовать для знакомства и закрепления знаний, а схему удобно начертить дома в тетради для памятки.
2. Сложные прилагательные пишутся через дефис, если:
№278 учебника 2023-2024 (стр. 105):
| предударные | заударные |
[п’ьр’иэjэ́ст] — переезд | е – [ь], [иэ] | — |
[пада́рък] — подарок | о – [а] | о – [ъ] |
[д’иэр’эвн’у] — деревню | е – [иэ] | ю – [у] |
[лъшыэд’э́j’] - лошадей | о – [ъ], а – [ыэ] | – |
Вернуться к содержанию учебника